Положение
«О календарном планировании воспитательно-образовательного процесса»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» с. Скворцово»
Общие положения.
- Календарный план воспитательно — образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
2. Настоящее положение разработано на основе законодательства и нормативными документами Министерства образования РФ, закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273- ФЗ, приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (утверждённого приказом Министерства образования РФ от 17. 10.2013 1155).
Цели и задачи календарного планирования.
- Обеспечение выполнения Основной общеобразовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.
- Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
- Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
Принципы календарного планирования.
План должен:
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
- Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.
- Учитывать конкретные педагогические условия возможностей образовательного учреждения и окружающего социума.
Требования к оформлению и содержанию календарного плана:
- План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.
- Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.
- План должен содержать следующую информацию:
— режим дня группы;
— расписание непосредственной образовательной деятельности;
— список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года, группы здоровья, под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе.) ;
— список детей по подгруппам (ранний возраст, вторая младшая группа) .
- Написание плана может осуществляться в тетради или печатных таблицах (на листах формата А4) и храниться в папке (срок хранения 3 года).
- План должен содержать следующие разделы: часть дня, виды детской деятельности, интеграцию образовательных областей, программное содержание осуществляемой деятельности, используемые методические приёмы, индивидуальная работа с воспитанниками, указывается методическая литература которая была использована при планировании ООД.
- При планировании любого вида детской деятельности указывается вид детской деятельности; цель; вопросы; оборудование необходимое для организации детской деятельности.
- Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.
- Для полного раскрытия каждой темы комплексно-тематического плана, педагоги должны планировать рассмотрение темы учитывая рассмотрение её через все образовательные области.
- Планирование образовательного процесса должно строго соответствовать комплексно-тематическому планированию ДОУ. В конце работы по каждой теме необходимо планировать итоговое мероприятие, для осуществления контроля за степенью усвоения материала.
- Планирование мероприятий направленных на: взаимодействие с родителями воспитанников, работу по формированию КГН, преобразование предметно-развивающего пространства группы осуществляется при планировании каждой темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ.
- При написании плана в печатных таблицах планирование ООД по физической культуре и комплексы утренних гимнастик (один комплекс на две недели), осуществляется на отдельных листах или в тетради, прилагаемой к плану.
- Воспитатели отражают в календарных планах взаимодействие с музыкальным руководителем. Фиксируя в плане: тему, программное содержание, репертуар, роль воспитателя на ООД по музыкальному воспитанию и индивидуальную работу с детьми, запланированные специалистом.
- Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя. В случае осуществления планирования на отдельных листах, свои рекомендации старший воспитатель оставляет на свободном месте ежемесячно.
- В случае наблюдения крайних замечаний к осуществлению календарного планирования, старший воспитатель вправе записать свои рекомендации в месте обнаружения замечаний.
Организация работы.
- Основа планирования педагогического процесса — Основная общеобразовательная программа ДОУ, составленная на основе программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми).
- Планирование осуществляют оба педагога группы. Периодичность написания календарного плана устанавливается педагогами по взаимной договорённости. В случае длительного отсутствия постоянного воспитателя группы, планирование осуществляют педагоги его заменяющие.
- Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты диагностики и результаты ООД
Документация и ответственность.
- Календарный план является обязательным документом воспитателя.
- Контроль за календарным планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями.
- Старший воспитатель на специально отведенной странице фиксирует дату проверки, цель и рекомендации, с которыми знакомит воспитателей и следит за их выполнением.
Методические рекомендации по перспективно–календарному комплексно–тематическому планированию воспитательно–образовательного процесса в группах ДОУ
Автор: старший воспитатель АА Айбиндер, МБДОУ « Колосок»
Титульный лист плана
Первые листы плана
Задачи воспитательно-образовательной работы МБДОУ на 20__ — 20__ учебный год.
Реализуемые в МБДОУ программы, ее цель. Парциальная программа, ее цель.
Цели и задачи содержания психолого-педагогической работы с детьми.
Тематическое планирование ВОП в группе.
Интеграция образовательных областей. «Звуковая страничка» и список детей группы, зачисленных на занятия с логопедом. Списки детей и расписание коррекционных занятий с детьми своей группы у психолога и соц. педагога.
Лист здоровья детей группы.
Последующие листы плана (для своей возрастной группы)
- Социальный паспорт группы.
2. Непосредственно организованная образовательная деятельность (см. перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности для своей возрастной группы).
3. Графики:
проведения утренней зарядки,
график занятости залов при неблагоприятных погодных условиях.
4. Тематические выставки литературы и иллюстраций в книжном уголке (темы по месяцам см. в папке «Художественное чтение» своей группы).
5. Взаимодействие с семьями воспитанников:
Состав родительского комитета.
Член родительского комитета МБДОУ.
Тематика мероприятий с родителями детей (даты и темы род. собраний, общесадовых совместных с родителями смотров-конкурсов и анкетирований взять у старшего воспитателя). Консультации и т.д. – вписать свои из плана работы с родителями группы.
Перспективно-календарный комплексно-тематический план
Месяц разбит на два периода (каждый со своей темой) или одна тема на весь месяц. Обязательно указывать итоговое мероприятие (см. «Тематику планирования ВОП» своей возрастной группы), ставить дату и ответственных (воспитатели группы; или воспитатели группы, муз. руководитель (Ф.И.О.); или воспитатели группы, инструктор по физической культуре (Ф.И.О.). Если ответственный, например, за оформление выставки кто-то один из воспитателей – указывать Ф.И.О.
Если тема месяца одна, указывать ее периоды, дату итогового мероприятия и ответственных за каждый период.
Реализуемые задачи интеграции образовательных областей указывать кратко, по периодам (см. распечатку «Интеграция образовательных областей»). Обязательно кратко указать мероприятия – т.е. перспективное планирование тем игр, досугов и т.п.!
План по неделям заполнять кратко:
Организованная образовательная деятельность. Тема, цель (программное содержание), автор, стр. Музыка и физическая культура – вписываются или вклеиваются специалистами, вносить основные движения, основные разделы музыки. Например: Слушание….Пение….Муз. игра….. или: Прыжки, бег, метание, игра….
Работу в режимные моменты обязательно интегрировать со всеми видами детской деятельности, придерживаясь основной темы.
Самостоятельную детскую деятельность планировать через создание условий (способствование развитию) для развертывания игр, организации концертов, драматизаций, конструирования, двигательной активности и т.д.
Работу с родителями заполнять конкретно, не менее 4-5 пунктов ежемесячно.
Индивидуальную работу с детьми заполнить на весь месяц воспитателям и специалистам (переносить затем в ежедневную работу).
Портфолио «Документация группы»
Данное портфолио ведется наравне с планом ВОР в группе и предъявляется по первому требованию контролирующему.
- Тетрадь – «Сведения о родителях детей группы». Данные сверять ежеквартально.
2. Фильтровой журнал группы.
3. Тетрадь учета родительской платы.
4. Папка-скоросшиватель «Развитие детей группы» (с индивидуальными картами на каждого ребенка в отдельных файлах).
5. Папка-скоросшиватель «Мониторинг развития детей группы» (с таблицами мониторинга в файлах).
6. Папка-скоросшиватель «Инструкции и должностные обязанности для воспитателей группы» (находится в портфолио или расположена (висит на стене, лежит на столе) на видном месте в рабочей зоне воспитателя).
7. Папка-скоросшиватель «Работа с родителями» (план, тетрадь протоколов родительских собраний с материалами к ним, конспекты консультаций, памяток и т.д. за текущий год).
8. «Ежедневник воспитателя» — тетрадь или блокнот (на всех собраниях, планерках, педсоветах присутствующему воспитателю иметь при себе – для записей и последующего ознакомления напарником (если присутствуют оба воспитателя – запись в ежедневнике ведет кто-то один). Ежедневник не терять, вести аккуратно, ставить дату, записывать все рекомендации.
Дополнительно вести папку со всеми методическими рекомендациями, которые получаете из педкабинета – в отдельных файлах, аккуратно. Следить, чтобы все распространяемые в группы методматериалы были в группе (не терять).
- Задачи воспитательно – образовательной работы МБДОУ на 20___ — 20___ учебный год.
Реализуемая в группе программа, ее цель. Парциальная программа, ее цель.
Задачи воспитания и обучения в ____________ группе детского сада.
2. Список детей с датой рождения.
3. Социальный паспорт группы. Список детей группы; из какой семьи (полная, неполная, малообеспеченная, опекаемый ребенок); личностные особенности, интересы; уровень двигательной активности; какая сфера развития ребенка нуждается в коррекции.
4. Расписание организованной образовательной деятельности; графики проведения утренней зарядки, график занятости залов при неблагоприятных погодных условиях.
5. Тематика (по месяцам) художественного чтения и работы с детьми в книжном уголке.
6. Состав родительского комитета, председатель. Член родительского комитета МБДОУ.
7. Список используемой литературы по разделам программы (и Плана).
8. Папка – скоросшиватель с приложениями к Плану (все материалы в файлах):
уровни двигательной активности;
физическое развитие данного возраста;
лист здоровья детей группы;
звуковая страничка;
результаты реализации Программы;
результаты реализации ФГТ;
рекомендации по планированию тематических дней;
другие нормативно – правовые рекомендации, требования СанПиНов;
сведения о детях и родителях;
тетрадь учета родительской платы;
фильтровой журнал;
протоколы родительских собраний.
(Данная папка является рабочим материалом наравне с Планом; предъявляется проверяющему по требованию, т.е. не обязательно сдается на проверку ежемесячно).
В группах необходимо иметь картотеки (или папки), содержащие описание упражнений, заданий при проведении разных режимных моментов:
физкультминутки;
Динамические паузы (или игры малой подвижности);
Фольклорный материал;
Другие картотеки (по желанию и необходимости) с играми, упражнениями и т.д.
В план вкладываются:
- Лист «Цели и задачи МБДОУ на учебный год».
2. Лист «Реализуемые в МБДОУ программы».
3. Режим дня группы.
4. Двигательный режим группы.
5. Лист здоровья детей группы.
6. Социальный паспорт группы.
7. Непосредственно организованная деятельность с детьми.
8. Графики, тематический план по художественному чтению.
9. Лист «Цели и задачи содержания психолого-педагогической работы с детьми».
10. Лист «Интеграция образовательных областей».
11. Лист учителя-логопеда «Звуковая страничка» и расписание коррекционных занятий с детьми группы.
12. Лист педагога-психолога со списком детей и расписанием коррекционных занятий.
13. Лист социального педагога со списком детей и расписанием коррекционных занятий.
14. (Все специалисты и воспитатели группы заполняют лист «Индивидуальная работа» ежемесячно по своим наблюдениям).
15. План взаимодействия с семьями воспитанников на год.
16. Лист «Примерная тематика планирования воспитательно-образовательного процесса (ВОП) в группе» — по своей возрастной группе — на год.
17. Список методической литературы.
Перспективно-календарный комплексно-тематический план ВОП на месяц.
Работа с семьями воспитанников на месяц.
Индивидуальная работа с детьми на месяц.
Пополнение педпроцесса на месяц.
Перспективно-календарный план — на месяц.