Изучаем крымскотатарский язык

Консультация «Дидактические игры в обучении дошкольников крымскотатарскому языку»

 

Для познания нравов какого ни есть народа
старайся прежде изучить его язык.
Пифагор Самосский

Раннее обучение детей дошкольного возраста крымскотатарскому языку оказывает положительное влияние на общее психическое развитие ребенка, на развитие речевой культуры, расширяет общий кругозор, дает возможность гибкого перехода к углубленному изучению его в начальной школе, позволяет сохранить положительную мотивацию изучения крымскотатарского языка в дальнейшем.

 Язык — основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей крымскотатарскому языку в детском саду (билингвальной группе) — одна из самых сложных методических задач.

Если мы обучаем дошкольников крымскотатарскому языку, то процесс обучения должен строиться с учетом возрастных особенностей детей этого возраста.

Особое значение в обучение играет дидактическая игра. Она содержит и обучающую задачу, и игровую деятельность, что позволяет заложить основы учебной деятельности: умение ставить цель и действовать в соответствии с ней; прочно усвоить изученное и приобрести новые знания.

Наиболее приемлема —  дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника

Дидактические игры по обучению детей крымскотатарскому языку способствуют созданию положительного отношения к обучению, улучшают общую работоспособность, дают возможность закрепить пройденный материал.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности. Изначально, ставим задачи дидактических игр в обучении детей крымскотатарскому языку:

  1. Способствовать лучшему усвоению программного материала.
  2. Усвоить лексику крымскотатарского языка.
  3. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению крымскотатарскому языку.

Основными компонентами любой дидактической игры являются дидактическая и игровая задача, игровые правила и действия, результат и дидактический материал.

В дидактических играх у детей не только развивается речевая активность, происходит усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие психических процессов: мышление, память, произвольное внимание, а также важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам и, конечно же, такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба.

Игра создает доброжелательную и жизнерадостную атмосферу, помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер, оставляет яркое впечатление о занятии.

В игре дошкольник получает удовольствие от самого процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Использование дидактических игр поможет легче запомнить новые слова, выражения на крымскотатарском языке.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.

Как организовать игру так, чтобы все следили за ней, не отвлекаясь:
       1) чаще менять ведущих, чтобы дети понимали, что в любой момент могут оказаться им сами;
       2) просить детей оказать помощь;
       3) просить детей оценивать действия игроков;
       4)“театрализовать” ситуацию, чтобы дети следили, чем она закончится.

В настоящее время разработано большое количество дидактических игр, все они направлены на развитие определенных навыков и умений, на закрепление пройденного материала.

Хочу предложить несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в течении дня.       

                 

Игры на развития навыков взаимопонимания между детьми, говорения, слухового восприятия, наблюдательности, памяти, стремление к дружелюбию по отношению к другим.

“Селям алейкум”

Дети становятся в одну шеренгу. Один из детей (водящий) стоит спиной ко всем. Воспитатель жестом показывает на одного из стоящих детей, (указанный ребёнок) говорит:” Селям алейкум, Света» (имя водящего).”

Водящий пытается догадаться по голосу, кто с ним поздоровался и отвечает, например,” Алейкум селям, Руслан».” Если он не угадал, он продолжает игру в качестве водящего, а если угадал, то возвращается на своё место, после чего назначается новый водящий. Приветствие” Селям алейкум” в дальнейшем заменяется на” Мераба», «Саба шерифлер хайыр олсун», «Огъурлар олсун!», «Акъшам шерифлер хайыр олсун! «Геджелер хайыр!

                                     «Один – много» — «Бир – чокъ»

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Один флаг, а много…(флагов); — «Бир байракъ – чокъ байракълар»;

Алма, къашыкъ, топ, курре, папий, къар данеси, нарат, япракъ, копек.

                                     «Что лишнее?» — «Не арткъач?»

Дети рассматривают предметы (картинки –овощи, фрукты)), называют лишний предмет (картинку). Объясняют свой выбор: лишнее – свекла, потому что это овощ, все остальное – фрукты. (арткъач – чюкюндир – бу себзе, къалгъанлары – мейвалар)

                               «Хлопки в ладоши» — «Эль чырпмакъ»

Воспитатель говорит детям: «Сейчас я буду называть разные слова, когда вы услышите какое-нибудь слово на крымскотатарском языке, хлопните в ладоши”. Варианты слов: морковь, китап, ат, дверь, чичек, кошка, къапыста, сапоги, коза, свекла, эв, дорога, яблоко, терек, ковер, лев, стена, пенджере; санки, къар, тигр, тетрадь, вилка; лед, нарат, заяц; волк, аюв, дыня; тарелка, полка, масло, сарсан, собака, портакъал, айван.

                  «Назови части суток!»«Гедже-куньдюз вакътынъы айтып бермек»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением части суток, ребёнок должен узнать время суток, правильно назвать части суток. Например, на картинке солнышко встает; дети делают зарядку – это время суток- утро)-«Бу – саба (саба, кунь, куньдюз, (ай, йылдыз), акъшам, гедже)

«Ромашка» — «Пападие»

Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. (Её можно приготовить на магнитной доске).

Ход игры. Дети стоят в кругу, друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ребенок ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

                                  Игра “Кто убежал?” – «Ким къачты?».

На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка “убегает”. Ребенку нужно ответить на крымскотатарском языке, какой из игрушек не хватает (убежал), кто из зверушек остался.

2 –й вариант игры «Волшебный платок» — «Тылсымлы шал» (способствует развитию внимания и памяти)

Дидактическая задача детей: назвать на крымскотатарском языке, исчезнувший предмет, которым педагог закрывает предметы на столе, один из которых исчезает вместе с поднятым платком.

                          Игры на развитие навыков слушания и говорения

                                   Игра «Кто больше» – «Ким чокъча»

Оборудование: карточки с цифрами.

В игре принимают участие две команды. На столе разложены карточки с числа­ми. К столу одновременно подходят по одному от каждой команды. Воспитатель (водящий) называ­ет число на крымскотатарском языке. Задача играющего быстрее соперника взять нужную карточку. Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.

                Игровые упражнения на развитие мимики; слушания и действия:

“Маленький” (“Кичкене”) – дети улыбаются, делают жест большим и указательным пальцем.

“Большой” (“Балабан”) – приподнимают брови, широко открывают глаза, руки разводят в стороны.

“Вкусный” (“Датлы”) – улыбаются, головой наклоны в сторону.

“Кислый” (“Экши”) – дети морщатся, машут рукой.

“Плохо” (“Ярамай”) – дети сдвигают брови.

“Боится” (“Къоркъа”) – приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот, поднимают плечи.

“Хитрый” (“Айнеджи”) – моргают то правым, то левым глазом. И т.д.

Использование игр в процессе обучения дошкольников крымскотатарскому языку усиливает обучающий эффект, повышает у них мотивацию изучения языка в увлекательной интересной форме, способствует развитию речевых навыков и умений.

Главное помнить, что главная педагогическая ценность игры – воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.

Таким образом, игровая форма занятий помогает дошкольникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.

Необходимо часто заниматься с детьми, развивать речь детей, оказывать помощь им в изучении крымскотатарского языка, следить за детьми и заниматься с ними, и мы воспитаем эмоциональных, уравновешенных умных и способных к обучению детей.

Воспитатель Велиляева М.С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...