Методическая работа

В методическом кабинете детского сада пополняется «Библиотечка работника ДОУ» современными изданиями, соответствующими ФГОС:

Положение о методической деятельности

1.Общие положения

1.1.Методическая деятельность направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи

1.2.Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

1.3.Методическая деятельность – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

1.4.Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей, в соответствии с Федеральным законом  № 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации», методическая деятельность призвана обеспечить:

  • достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
  • построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
  • адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • светскость образования.

2.Особенности работы методической деятельности

2.1. Методическая деятельность действует на основании принятого Положения о методической деятельности ДОУ и является структурным подразделением, имеющим сложную организационную структуру.  Руководит деятельностью службы заместитель заведующего по воспитательно – методической работе.

2.2.Целями методической деятельности ДОУ являются:

  • реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;
  • создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ;
  • обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.

2.3. Задачи методической деятельности:

  • обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
  • организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.

3.Функции методической деятельности ДОУ

3.1.Методическаядеятельнеость нашего детского сада выполняет определенные функции.

В информационно-аналитическую функцию входят:

  • анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  • вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  • оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  • установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  • анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
  • анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  • поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  • изучение передового педагогического опыта.

3.2. Важнейшими функциями методической деятельности являются прогнозирование и планирование.

3.2.1.Прогностическая функция предусматривает:

  • прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
  • определение вариантов моделей выпускника;
  • формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • моделирование новых форм существования ДОУ;
  • проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  • проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

3.2.2.Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  • знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
  • четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической деятельности по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

4.Структура методической деятельности ДОУ

4.1.Структура методической деятельности детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом. Формы работы  методической деятельности:  школа для начинающих педагогов, педагогический совет, педагогический час, творческая группа, временная исследовательская, проектная микрогруппа.

4.2.Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи, отслеживает результаты работы педагогического персонала по выполнению муниципального задания и для определения  успешности реализуемой общеобразовательных и дополнительных программ. Он формируется из  педагогов  образовательного учреждения.

4.3.Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории.

4.4.Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

4.5. Педагогический час — профессиональное объединение педагогов, которое создается для  обсуждения вопросов, требующих оперативного решения, для презентации новинок методической литературы,

4.5.Структурными компонентами методической деятельности дошкольного учреждения являютсялогопедические пункты ДОУ, консультационный пункт и психолого-медико-педагогическая комиссия.

5.Три управленческих уровня методической деятельности

5.1.Методическая деятельность в дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.

На стратегическом уровне (педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские творческие микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (педагогический совет, ПМПк) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.

5.2. Деятельность педагогических кадров должна быть направлена:

  • на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  • воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

6.Работа с педагогическим коллективом

6.1.Формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом

-активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • опробовать педагога в новой ­роли.

7.Критерии эффективности работы методической деятельности

Эффективность работы методической деятельности – это:

  • эффективность для ребенка:
  • положительная динамика качества обучения и воспитания;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • эффективность для родителя:
  • положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  • готовность и желание родителей помогать ДОУ;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
  • эффективность для педагога:
  • положительный психологический климат в коллективе;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации;
  • высокий уровень профессиональной деятельности

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

В соответствии с ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 23.07.2013) освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Приложение

к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамкахпедагогической    диагностики (оценки    индивидуального    развития    детей дошкольного   возраста,   связанной   с   оценкой   эффективности   педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)   индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Трудоустройство воспитанников: трудоустройство выпускников детского сайта не осуществляется,   воспитанники после окончания детского сада поступают учиться в МБОУ «Скворцовская школа».

Статьи на сайте о методической работе в МБДОУ Д/с КОЛОСОК